Памяти подводника капитана 2 ранга Валентина Шабанова

          Родился Валентин Анатольевич 17 ноября 1931 г. в г. Златоусте Челябинской области. В 1947 г. после 8 класса поступил во Владивостокское военно-морское подготовительное училище («подготу») на второй курс. После окончания «подготы» в 1949 г. поступает в ТОВВМУ, которое заканчивает в 1953 году по штурманской специальности. 1953-1954 гг. –  учёба на КОС подводного плавания при 51 УО ПП ТОФ (Владивосток, б. Улисс).

         Май 1954-1956 гг.  – командир рулевой группы БЧ-1 на пл С-13 (командиром которой в своё время был прославленный подводник, Герой Советского Союза, Александр Маринеско); командир БЧ-1-4 на «малютке» М-246, затем - на средних дизельных подводных лодках С-82 и С-177 пр. 613.

         В 1957 г. – учёба на классах (ВСОК) при 1 ВВМУПП. После классов Валя Шабанов назначается помощником командира пл М-267 (КБФ), а с 18 марта 1959 г.  Валентин Анатольевич становится командиром штурманской боевой части пла К-19 проекта 658 с баллистическими ядерными ракетами на борту.  За этой печально известной лодкой закрепилось название «Хиросима». Н. Г. Мормуль по этому поводу пишет:

         «Первая ракетная атомная подводная лодка СССР под тактическим номером «К-19» по кличке «Хиросима» перенесла все виды аварий, которые только могут быть на корабле: столкновение под и над водой, пожар, ядерную аварию главной энергетической установки, вывод из строя реактора, переопресовка первого контура, поступление забортной воды в прочный корпус … И так она прослужила на Северном флоте в авариях и ремонтах 30 лет» [3, с. 208].

         4 июля 1961 г. атомная подводная лодка К-19 проекта 658 под командованием капитана 2 ранга Н. В. Затеева находилась в Северной Атлантике на учениях. В этот день произошла авария системы первого контура реактора, переопресованная за пять месяцев до этого во время швартовых испытаний. Первый контур дал течь, резко понизилось давление и уровень воды контура, что, естественно, повлекло за собой включение аварийной защиты и остановку реактора. Остаточное тепловыделение «твелов» требовалось погасить подачей в реактор холодной воды. Штатной системы  для этой цели в то время не существовало. Приняли решение смонтировать нештатную систему для охлаждения реактора. Задача была выполнена очень дорогой ценой: переоблучились и вскоре умерли уже в госпитале два младших офицера (капитан-лейтенант Ю. Повстьев, Б. Корчилов), трое старшин (Ю. Ордочкин, Е. Кашенков, В. Рыжиков), трое матросов (С. Пеньков, Н. Савкин, В. Харитонов). Своей жервенностью отважные моряки предотвратили еще более худшие последствия аварии реактора.

         К-19 осталась с одним работающим реактором, все отсеки оказались в различной степени загрязненными радиоактивными газами и аэрозолями. Получил облучение в различной степени весь личный состав, в том числе и наш однокашник Валентин Шабанов (см., напр., Н. Г. Мормуль, [3, с. 209-210]).  После проведения курса реабилитации Валентин Анатольевич вновь в строю. Его переводят штурманом в 260 экипаж пла, а затем – помощником командира 185 экипажа.

         В октябре 1962 г. Валентина Шабанова посылают на учёбу на ВСООЛК ВМФ на отделение командиров подводных лодок. Классы Валентин заканчивает с высокими показателями. Ему вручается диплом об окончании ВСООЛК с отличием.  После классов Валентин плавает вначале помощником командира пл К-145 (1963-1964 гг.), затем – старшим помощником командира пл К-16. В мае 1969 г. Шабанов назначается командиром пл К-40 проекта 658 с баллистическими ядерными ракетами на борту, однотипной с пла К-19. Командовал Валентин Анатольевич пла К-40 около года. Из-за роковых обстоятельств пришлось уйти на берег.

         Здесь следует честно и прямо, хотя и кратко, рассказать об этих роковых обстоятельствах, тем более, что вокруг них шла какая-то непонятная возня во флотской печати по обелению одних и несправедливому охаиванию других военморов. Приведем два эпизода.

         Первый эпизод.  В ноябре 1969 г. пл К-19 занималась в отведенном ей полигоне отработкой задач боевой подготовки.  Командовал лодкой Валентин Шабанов, отрабатывая свой экипаж пла К-40.  В качестве старшего на борту был заместитель командира 18-й Дипл СФ капитан 1 ранга В.Г. Лебедько. 15 ноября 1969 года лодка на скорости 5 узлов столкнулась с американской субмариной «Гэтоу». В 7 часов 13 минут раздался удар в носовой части лодки. Дифферент на нос возрастал, несмотря на все усилия команды, лодка стала погружаться. После продувания главного балласта и увеличения хода до 8 узлов «Хиросима» всплыла.

         Н.Г. Мормуль так описывает этот момент [3, с. 216-217]:

          «Осмотр показал наличие повреждений обтекателей торпедных аппаратов.  «Гетоу» получила удар в районе реакторного отсека. И вот здесь-то произошел эпизод, который вполне мог завершиться ядерным конфликтом. Командир минно-торпедной боевой части американской субмарины дал приказание приготовить к стрельбе три ракеты и ракето-торпеду «Саброк» с ядерным зарядом … А мишень она представляла прекрасную. Командир «Гетоу» Буркхардт оказался благоразумнее, он отменил решение своего подчиненного и взял курс на запад».

         Через несколько дней сотрудники Первого института ВМФ подсчитали, что условия гидрологии и собственные помехи К-19 позволяли ей обнаруживать идущую американскую субмарину на дистанции 300-400 метров. Но «Гэтоу» стояла на стабилизаторе! По тем же подсчетам института, сила удара была настолько велика, что если бы К-19 имела скорость на 1-2 узла больше, она разрезала бы американскую лодку пополам.

         Второй эпизод. При возвращении с полигона боевой подготовки в базу подводная лодка К-40 под командованием капитана 2 ранга Валентина Шабанова (старший на борту тот же заместитель командира 18-й Дипл капитан 1 ранга В.Г. Лебедько) на входе в Мотовский залив 30 марта 1970 года столкнулась с малым рыболовным траулером МРТ-241. Густой низкий туман, неполадки с радиолокацией на лодке, нарушение траулером элементарных правил предупреждения столкновения судов едва не привели к катастрофе. Малюсенький «рыбачок» получил от грозной субмарины «щелчок» по носу и разбудил пьяную команду …  [3,  с. 221].

         Мы не будем анализировать события двух столкновений с позиций «Кто виноват?» и «Что делать?». И так ясно, комиссий в пристрастном разбирательстве этих столкновений, вплоть до министерских, было великое множество. И виновные получили по заслугам. Вопрос в другом. Какова мера ответственности командира корабля и старшего на борту? Разумеется, все, что случается на корабле, командир в ответе. А старший на борту? Прочитав о данном эпизоде в книге В.Г. Лебедько «Верность долгу» [2], читатель в недоумении – старший на борту капитан 1 ранга В. Лебедько (впоследствии, контр-адмирал) как бы в этом эпизоде меньше виновен, чем, скажем, командир подводного атомохода. Полагаю, читатель сам вправе сделать соответствующие выводы, если прочтет не только вышеназванную книгу В.Г. Лебедько, но и книги об этом эпизоде других авторов.

         Капитан 2 ранга в отставке Валентин Анатольевич Шабанов для защиты своей офицерской чести вынужден был обратиться к читателям во флотской печати с заявлением, которое приводится ниже (см., Шабанов В. «Давайте быть честными!» // Приложение «Флот» к «Морской газете» за 14 декабря 2005 г.):

         «Вынужден сделать заявление по поводу недавно вышедшей в свет книги воспоминаний контр-адмирала в отставке Лебедько В.Г.  «Верность долгу», где моей скромной персоне посвящены почти четыре страницы. В разделе «Роковые годы» Лебедько пытается создать собственную картину навигационной аварии весной 1970 г., основным виновником которой  он и является, что однозначно определено соответствующей комиссией по расследованию аварии штаба КСФ и приказом Главкома ВМФ от апреля 1970 г.

         При плавании в тумане Лебедько, будучи старшим на борту ПЛ, растерялся, начал непродуманно вмешиваться в мои действия, командира ПЛ, полностью парализовав работу ГКП (главного командного пункта), что и послужило основной причиной аварии. Об этом указано в акте комиссии и приказе ГК ВМФ. Он своими действиями «организовал» столкновение с рыболовным траулером в довольно простой обстановке. Как заявил по этому поводу командующий флотилией вице-адмирал Неволин, «ничего не надо было делать, суда расходились нормально».

         Однако через тридцать пять лет В.Г.  Лебедько решил «переписать» историю. И большую часть вины за то «ЧП» свалить на меня и экипаж.

         Все посвященные мне четыре страницы являются копией тех донесений и рапортов, которые он рассыпал во все инстанции для своего оправдания, вплоть до заместителя Главкома ВМФ.

         Прошу читателей этой книги учесть мое заявление. Аналогичное заявление мною сделано на заседании Объединенного совета ветеранов-подводников 24.11.05 г. Считаю, что даже через много лет офицеру флота полагается соблюдать честность в своих воспоминаниях и не пытаться оправдывать свои былые упущения за счет других».

 

        В апреле 1970 г. Валентин переходит на штабную работу, назначается флагманским специалистом по радиоэлектронному противодействию и подавлению. На этой должности он прослужил до ухода в запас в августе 1977 году. За время службы в Военно-Морском Флоте награжден Орденом Мужества и многими медалями, в том числе медалью «За боевые заслуги».

         С 1982 по 1998 г. Валентин Анатольевич работал старшим научным сотрудников в Военно-Морской академии им. Н.Г. Кузнецова. Проживал в Санкт-Петербурге, в летнее время поправлял своё здоровье, трудясь на даче вместе с супругой Ольгой Петровной, дочерью Светланой и внуками.

Умер Валентин 5 ноября 2016 г., похоронен в Санкт-Петербурге на Серафимовском кладбище.

Наши однокашники знают Валентина Шабанова как исключительно трудолюбивого, честного и правдивого товарища и друга. Скромность, порядочность, отзывчивость – эти человеческие качества проявлялись в нем ещё в «подготе», оставаясь устойчивыми чертами его личности до конца его жизненного пути.

      Автор: капитан 2 ранга в отставке Анатолий Батаршев

Литература:

  1. Батаршев, А.В. Через горнило Холодной войны –  к Андреевскому флагу / А.В. Батарщев. − СПб.: Судостроение, 2012. − 528 с. 
  2. Лебедько, В.Г. Верность долгу / В.Г. Лебедько. – СПб.: Развитие, 2005. − 232 с.
  3. Мормуль, Н.Г. Катастрофы под водой / Н.Г. Мормуль. – СПб.: Мурманск, 1999.