Морскими дорогами
После окончания Великой Отечественной войны Военно-Морской флот, совместно с предприятиями военно-промышленного комплекса, строили ядерный щит нашей Родины. 21 сентября 1955 года на вновь построенном Новоземельском ядерном полигоне, в губе Черная, был произведен ядерный подводный взрыв, с целью определения действия поражающих факторов нового оружия на надводные военные корабли и подводные лодки. Среди опытовых кораблей-целей в эпицентре взрыва была и крейсерская подводная лодка Б-9, бывшая Балтийская, Краснознаменная, участвовавшая в трех боевых походах во время войны К-56. Катюша, как ласково называли моряки данный тип подлодок, с честью выдержала испытание. Теперь необходимо было ее привести в рабочее состояние и передислоцировать для ремонта на завод города Северодвинска.
Командовал подводной лодкой Б-9 наш земляк капитан второго ранга Луганский Иван Семенович. Во время войны он воевал на подводных лодках Балтики. В личных беседах с ветераном и из литературных источников я установил, что мой дядя участвовал в шести боевых походах на подлодках Балтийской бригады субмарин, а именно на Л-3 в августе-сентябре и в октябре 1942 года, на Щ-307 в октябре 1944 и январе победного 1945года, на Щ-407 в декабре 1944 года и на К-53 в мае 1945 года. За время службы на подлодках Иван Семенович награжден тремя орденами Боевого Красного Знамени, орденом Красной Звезды, медалями: За оборону Ленинграда, За взятие Кенигсберга, За Победу над Германией, За Боевые заслуги. Особенно престижным у подводников был орден Боевого Красного Знамени – один из высших орденов СССР. Первый из всех советских орденов был учрежден 16 сентября 1918 года для награждения за особую храбрость, самоотверженность и мужество. Вплоть до учреждения ордена Ленина в1930 году орден Красного Знамени оставался высшим орденом Советского Союза.
Иван Семенович родился в г. Батайске 2 декабря 1912 года. Окончив начальную четырехлетнюю школу №6 мальчик Ваня продолжил обучение в городе Ростове - на -Дону. Еще до окончания девятилетней школы №3 им. С.М. Буденного, сейчас это школа №43 на Буденовском проспекте, мечтал о романтике моря и в 1931 году поступил учиться в общеизвестную ростовчанам - «Седовку» - в настоящее время Института водного транспорта им. Г.Я. Седова.
Как прекрасны и колоритны воспоминания о курсантских годах пребывания в «Седовке». Никогда не забыть стажировки на трехмачтовой парусной баркентине «Вега» - учебном судне «Седовки». Рейс на паруснике осуществлялся через Атлантику, к
экзотическим берегам Бразилии, в портовый город Рио-де-Жанейро с зажигательными и красочными уличными карнавалами. Общеизвестно издавна всем морякам, что работа курсантов с парусами на реях на высоте выковывает характер, прививает уважение к морю и делает юношу настоящим мужчиной.
В 1936 году окончив «Седовку» молодой штурман работает на судах «Мариуполь» и «Красный моряк» в Азово-Черноморском пароходстве располагавшемся в г. Жданове. Через два года по спецнабору попадает на службу в морскую пограничную охрану. После годичной учебы в Ленинграде поехал молодой лейтенант Луганский на Дальний Восток. Служил командиром пограничного катера воинской части № 2020 - бригада пограничных сторожевых кораблей в бухте у города Находки.
Во время войны с Финляндией в 1939 году старший лейтенант Луганский И.С. отозван в центр и до начала Великой Отечественной войны служил в городе Выборге в той же должности. В 1941 году с началом нападения фашистской Германии на нашу страну участвовал в боевых действиях на берегу Финского залива - на Ораниенбаумском пятачке (сейчас город Ломоносов).
Волею судьбы в январе 1942 года попадает на подводный флот и наверное к счастью на подлодку Л-3 «Фрунзовец» с опытным и умелым командиром Грищенко Петром Денисовичем. В должности командира рулевых БЧ-1 участвует в двух боевых походах. Августо-сентябрьский поход на «Л-3», по Балтийскому морю в Померанскую бухту, на меридиан Берлина, с кратким упоминанием нашего ветерана, описан в книгах писателей - маринистов А.И. Зонина «Просоленные годы, дневник и рассказы», П.Д. Грищенко «Соль службы», «Схватка под водой» и Г.Г. Костева «Герой Балтики».
Первый боевой поход - 18 августа 1942 года подлодка Л-3 «Фрунзовец» достигла района мыса Эландс - Норрауде (остров Эланд). Августовский день был на исходе, когда вахтенный офицер обнаружил крупный вражеский конвой. В перископ было видно на спокойной поверхности моря 12 транспортных судов под прикрытием миноносца, нескольких сторожевых кораблей и сторожевых катеров.
П.Д. Грищенко в своих мемуарах пишет: «Внимательно наблюдаю в перископ за конвоем. В середине его выделяется своими размерами большое судно. Зову к перископу Ивана Семеновича Луганского. До войны он плавал штурманом в торговом флоте и хорошо разбирается во всех типах и классах торговых судов противника и нейтральных стран. – Иван Семенович, что это за посудина? Луганский только на миг прильнул к окуляру: - Тут и гадать нечего. Танкер. Водоизмещение тысяч пятнадцать». Увиденная картина кучного расположения судов и кораблей конвоя воодушевил командира «Л-3». Он рассчитал, что одним залпом сможет поразить два транспорта и блестяще это осуществил. В наградном листе о награждении первым Орденом Боевого Красного Знамени Герой Советского Союза Петр Денисович Грищенко писал о ветеране: «Будучи командиром группы рулевых подводной лодки «Л-3» Краснознаменного Балтийского Флота, в 1942 году отлично подготовил рулевую группу к походу. В сложных условиях плавания как вахтенный офицер командир показал себя знающим и находчивым
командиром. Своевременно обнаруживал корабли, что обеспечивало успех лодки. За время боевого похода подводная лодка потопила один танкер, три транспорта и один миноносец противника. В обстановке опасной для корабля, при уклонении от бомбометания катерами противолодочной обороны противника, проявил выдержку и хладнокровие».
За августово-сентябрьский боевой поход 1942 года Иван Семенович был награжден первым орденом «Боевого Красного Знамени».
В 1943 году Иван Семенович переведен на должность командира БЧ-1 на подлодку щуку «Щ-318», а позднее на «Щ - 407». В этот период стойко переносит все тяготы жизни блокадного Ленинграда и награждается медалью «За оборону Ленинграда», которой до последних дней очень гордился.
В 1944 году в Ленинграде Иван Семенович окончил отделение специалистов подводников курсов офицерского состава подводного плавания при Краснознаменном Учебном отряде подводного плавания им. С. М. Кирова.
Вскоре 5 июля 1944 года капитан-лейтенант Луганский И.С. назначен старшим помощником командира подлодки «Щ-307- Треска», где командиром недавно был назначен капитан третьего ранга М.С. Калинин. Боевое крещение в качестве старпома было получено в октябрьском боевом походе 1944 года. Субмарина Щ-307 в период между 4 и 8 октября пройдя сложный путь из Кронштадта шхерным фарватером от острова Лавенсари (Мощный) до острова Корпо уже 11.10.44г. заняла позицию у фарватера ведущего к порту Виндава. Прибыв в назначенный район подлодка приступила к обследованию района действий: обстановки, системы дозорной службы, навигационного оборудования района. Погода была пасмурная, видимость переменная, иногда туман. Дважды акустик докладывал о шумах винтов корабля, но ввиду плохой видимости – установить тип корабля точно не удалось. В направлении шума были слышны взрывы глубинных бомб, что указывало на проведение «профилактического» бомбометания. 19 октября вышли на фарватер, ведущий к порту Виндава и направились к внешнему рейду порта. Глубина была малая – около 18 метров. При подходе к порту были видны на внешнем рейде мачты стоящих на якоре судов. Видимость улучшилась. На рейде обнаружили три транспорта, из них два сухогруза и один танкер, немного левее на якоре парусно - моторная шхуна и немного мористее на якоре три сторожевых катера. Видимость снова ухудшилась. В 10 часов легли на грунт на глубине 18 м. Акустик периодически прослушивал работу винтов то приближающейся, то удаляющейся цели, предположительно сторожевого катера. Через несколько часов всплыли под перископ, но видимость оказалась плохая, судов противника не было видно. Опять легли на грунт, выжидая подходящего момента. В 16 часов 40 мин. всплыли под перископ. Видимость хорошая, видны все суда, город и отдельные дома, условия для атаки отличные. Вечером 19.10.44 г в 16 часов 45 мин. Щ-307 произвела залп из четырех торпед и как выяснилось позднее, потопила 6000 и 8000 тонные стоящие на якоре сухогрузы противника и повредила один танкер. После залпа быстро погрузились. В кормовых отсеках лодки слышали три сильных взрыва, а в носовых четыре. Легли на курс отхода на глубине 15 метров. Разрывов глубинных бомб не было слышно, видимо фашисты растерялись.
Акустик докладывал о шумах винтов сторожевых катеров по корме. В 17 часов 21 мин